Новости
Наш новый экспонат, или «Волк поймал бобра»!
На заповедных экскурсионных объектах появился новый таксидермический экспонат. И он уже успел полюбиться нашим посетителям.
Где же на него можно посмотреть? На этот раз не в Музее природы, а в Бобронариуме! Необычен он, прежде всего, тем, что экспонируется открыто, т.е. без привычного остекления, как у витрин и диорам в Музее природы, – современная технология и материалы позволяют так делать.
Гладить волка с бобром, конечно, нельзя – ведь мы рассчитываем, что экспонат прослужит десятилетия, сохраняя первозданный вид. Тем более, что совсем рядом, в интерактивном музее «Дом бобра», у каждого желающего есть возможность прикоснуться к натуральным шкуркам млекопитающих!
А вот сфотографироваться рядом с экспонатом посетителям разрешено, равно как и увидеть правдивую сцену из жизни обитателей заповедного леса, получив живое представление о мощи самого крупного из наших хищных млекопитающих и его добычи.
Фото композиции в Бобронариуме
Что вдохновляло художника-таксидермиста на создание такой композиции? Мы поинтересовались у самого автора – Виталия Васильевича Черёмухина, заметка сопровождается его цитатами.
«Хотелось создать настоящее произведение искусства, ведь не зря 45 лет занимаюсь любимым делом! Особенности биологии и анатомии, новые материалы, технологии в ремесле – всё важно. А творческий поиск для меня – наиболее значимый и одновременно сложный этап в работе. На разных этапах помогает общение с научными сотрудниками, коллегами по творчеству и просто с неравнодушными к природной тематике людьми».
То, что волк охотится на бобров, знают немногие, однако это – научный факт! Для нового экспоната выбран характерный сюжет, когда волк застал бобра врасплох на берегу возле бобровой лесосеки. Сюжет как никогда близко знакомит нас с экологией этих двух видов.
Стоит отметить, что далеко не все попытки волка поймать бобра венчаются успехом, в чём можно убедиться из видео наших коллег из Нижне-Свирского заповедника. Пушистый обитатель речных заводей не так прост! Бобр – сильное изворотливое животное, к тому же он очень осторожен, имеет прочную хатку и при случае стремится скрыться в воде, где чувствует себя почти «как рыба».
«При работе над эскизом вдохновлялся рисунком гениального отечественного художника-анималиста Вадима Горбатова с похожим сюжетом. Можно сказать, что для данного конкретного экспоната его рисунок оказался моей «путеводной звездой».
Ещё при создании композиции помогали фотографии, давно-давно подаренные Леонидом Сергеевичем Лавровым. Это пять чёрно-белых снимков не очень хорошего качества со сценой охоты волка на бобра, сделанные во время съёмок эпизода художественного фильма «Лесная быль». К слову сказать, снят он аж в 1949 году! Выходит, сквозь время из одного произведения рождается другое! Не исключаю, что Вадим Горбатов тоже вдохновлялся этим кинофильмом при создании своего рисунка».
Иллюстрация из книги «Они живут не только в заповедниках», художник Вадим Алексеевич Горбатов
«Хотелось, чтобы будущая композиция гармонично и живо дополняла существующие в заповеднике экспозиции и проиллюстрировала тематику естественных врагов бобра. Так родилась задумка для нового экспоната! Эскиз композиции был одобрен руководством заповедника, началась кропотливая работа по её воплощению».
В прошлом такая тема хорошо была представлена в экспозиции музея: в витражном остеклении Музея природы и в одной из биогрупп.
Мозаичный оконный витраж «Враги бобров» (до 2010 г.), художники В.Н. Косогоров и Н.К. Быков
Кто постарше, конечно, вспомнят биогруппу, которая располагалась на первом этаже Музея природы. На зимнем заснеженном берегу реки волк пытался пробраться в бобровую хатку. Разрушить прочное сооружение хищнику не «по зубам», а вот подкараулить грызуна во время выхода на берег умному хищнику сноровки не занимать! Наиболее вероятна такая ситуация осенью, когда бобры делают зимние запасы веточного корма. Иногда зимой, когда кормовые запасы истощаются, бобр выбирается на берег через полынью за свежими веточками.
Биогруппа «Бобры зимой» (существовала до 2017 г.). Источник фотографии
«С начала века в российской таксидермии стали широко использоваться удобные современные материалы, а с 2021 г. таксидермия отнесена к одному из видов декоративно-прикладного искусства. Прорабатывая детали чучела и композиции, как скульптор, всегда стараюсь, чтобы каждая из них работала на общее впечатление от создаваемого образа. Но в таксидермии, как и в любом другом виде искусства, освоение ремесла ещё не гарантирует создание шедевра. А сделать хорошую композицию всегда гораздо сложнее, чем два чучела по отдельности!».
На фото ниже представлены основные этапы работы (операции) над созданием произведения таксидермии: эскиз; переделка позы исходного манекена; надевание шкуры; финиш, который включает шпаклёвку и окрашивание открытых участков кожи (у бобра это губы, нос, лапы, хвост); установка в экспозицию с доработкой антуража.
Галерея фотографий ниже: основные этапы работы над созданием таксидермического экспоната