Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

ФГБУ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПРИРОДНЫЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК
ИМЕНИ В.М. ПЕСКОВА

+7(473)269-44-85; 259-45-48; 259-45-60; 210-66-20;

При обнаружении пожара, браконьерства и других нарушений заповедного режима

Подписаться на новости
 

Нужны ли в заповеднике волки?

Природе важен каждый
20 июня 2016

Если бы этот вопрос был задан в 30-е – 70-е годы прошлого века, ответ был бы однозначным: «Нет!» В первые десятилетия существования Воронежского заповедника волка нещадно уничтожали как основного врага бобров и оленей. В заповеднике создавали специальные бригады охотников по борьбе с волком. Каждый лесник должен был рано утром пройти по границе своего участка – обхода и оперативно сообщить о наличии следов волка и квартале, в котором находится зверь.  На этот участок незамедлительно выезжала бригада стрелков, охотники обкладывали квартал флажками и начинали  охоту на серого хищника. С 1920 по 1950 гг. в заповеднике было уничтожено 246 волков; в 1958 г. был отмечен последний случай захода волка на территорию заповедника. Полное уничтожение хищника и усиленная биотехния позволили значительно увеличить численность европейского благородного оленя. 

Фото слева: Бригада по борьбе с волками. Воронежский заповедник 1940-1950-е годы.

В 1971 г. волки вторично появились в Воронежском заповеднике –  в то время численность хищника существенно увеличилась в регионе. До 1980 г. волков на ООПТ не преследовали, а с 1980 по 1988 г. в заповеднике было отстреляно 12 зверей.

В 90-е годы отношение к волку, а также к другим хищным зверям и птицами, изменилось.  Из серого разбойника волк превратился в вершину пищевой цепи, в «санитара леса», в важный компонент природных сообществ. Заповедную экосистему считали полночленной и сбалансированной при наличии в ней крупного хищника. Научные исследования наших и зарубежных зоологов показали, что присутствие волка сопровождается более высоким уровнем биологического разнообразия животных и не только этим. Наиболее ярко это продемонстрировали результаты реинтродукции, то есть возвращения в дикую природу, волка в Йеллоустоунском национальном парке в США.

В Воронежском заповеднике за сравнительно короткий срок совместного существования хищника и благородного оленя ученые отметили значительное улучшение физического состояния оленей (Рябов, 1993). При отсутствии волка в экосистеме его место занимали одичавшие собаки или волчье-собачьи гибриды – звери, которые не боялись человека, были более жестокими и изощренными охотниками и могли образовывать гораздо большие группы, чем волки. В 1990 г. в заповеднике было прекращено уничтожение  волка; ушли в прошлое бригады стрелков и егерей, выполнявшие биотехнию и регулирование численности животных. В результате численность волка стала понемногу увеличиваться; в 1988 г. была отмечена самая большая за весь период наблюдения стая волков из 11 особей.  

Ученые забили тревогу в конце прошлого столетия. По данным нашего зоолога Александра Георгиевича Николаева, в 1990 г. в заповеднике было отмечено 2 группы волков (всего 17 зверей). Одна стая контролировала юго-западную часть заповедника и территорию заказника, вторая – северо-восточную часть охраняемой территории. Граница между их участками проходила примерно в районе высоковольтной линии электропередач. В 1999 г. в опушечных кварталах северной части заповедника появились звери новой – третьей (северной) стаи волков, которая сформировалась в сельхозугодьях Липецкой области. В 2000 г. в заповеднике был отмечен 21 волк, в 2005 г. на территории обитало 29 особей. Сообщая об увеличении численности волка, Николаев отмечал произошедшие  в середине 1990-х годов  изменения в поведении хищников: волки потеряли осторожность и «уважение» к человеку, они стали выходить в населенные пункты; звери не только игнорировали человека, были даже отмечены случаи «следования» хищников за людьми.

Николаев А.Г. проанализировал динамику численности европейского благородного оленя, данные по регулированию его численности, материалы по количеству и территориальному распределению волка, а также собранные им данные о жертвах волков. Сопоставив все эти материалы, зоолог обнаружил, что хищники избирательно охотятся на оленей (предпочитают этих животных другим копытным), даже при снижении  численности оленей полного перехода на питание другими видами копытных не происходит. В начале 2000-х учёный прогнозировал, что при сохранении численности волка в 14 особей европейский благородный олень в Воронежском заповеднике будет уничтожен полностью к 2005 г. Он выступал на Ученых советах, на конференциях, убеждая коллег вернуться к регулированию волка. Однако, в то время широко приветствовалась позиция невмешательства в природу заповедных территорий, и мнение Николаева проигнорировали.

Давно минул 2005 г. Волка в заповеднике не преследовали, однако за границей особо охраняемой территории хищника истребляли. Что мы имеем сейчас: численность европейского благородного оленя сильно сократилась – в начале второго десятилетия 21 века на заповедной территории зоологи насчитывали не более 50 особей этого ценного вида животных. Такую популяцию ученые оценивают как минимально жизнеспособную, поэтому важно сохранить каждого оленя. Теперь уже ни у кого не возникают возражения против зимней подкормки оленя – эту работу заповедник возобновил с 2011 г.


Олени на подкормочной площадке

В последние годы наблюдается некоторое увеличение численности оленей. Казалось бы,  пессимистический прогноз А.Г. Николаева не сбылся – олени целы и волки сыты. В конце 2015 г. на территории заповедника обитало 10-15 волков в двух стаях.


Волки на подкормочной площадке

Современные исследования показали, что волки охотятся не только на оленей, в спектр их питания входят кабаны, косули и лоси, и даже мышевидные грызуны. Однако в связи с проблемой сохранения уникальной популяции европейского благородного оленя Воронежского заповедника споры о волке и его негативном влиянии на оленей не утихают. В настоящее время уже не ставится вопрос о полном уничтожении хищника в заповеднике, обсуждаются объемы и методы уменьшения численности волка для снижения его пресса на популяцию благородного оленя. Нам важно сохранить популяцию оленя и не нарушить заповедную экосистему – ведь история богата примерами  сложных и часто непредсказуемых последствий уничтожения или, наоборот, покровительства какому-либо виду животных.

Пока ученые и «не ученые» ломают голову над этой проблемой, у пары «заповедных волков» подрастают пятеро волчат.

Волчата у водопоя

Старший научный сотрудник А. Мишин,
Зам.директора по научной работе Е. Стародубцева

Использованы материалы:
Николаев А.Г. Волки Воронежского заповедника и размеры их хищничества в стаде копытных // Развитие природных комплексов Усмань-Воронежских лесов на заповедной и антропогенной территориях / Труды Воронежского биосферного государственного заповедника. Вып. 23. – Воронеж, 1997. – С. 99-106.
Николаев А.Г. Пространственная организация группировки волков Воронежского биосферного заповедника и роль хищников в биоценозах ВГПБЗ // Труды ассоциации особо охраняемых природных территорий Центрального Черноземья России. Вып. 2. – Тула, 2001. – С. 43-50.
Николаев А.Г. Территориальные и этологические особенности отношений в системе «хищник-жертва» в Воронежском заповеднике // Труды Воронежского государственного заповедника. Вып. 25. – Воронеж, 2007. – С. 5-22.
Рябов Л.С. Волки Черноземья. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1993. – 168 с.

Фото и видеоматериалы сняты Александром Мишиным зимой 2015-2016 гг. и в июне 2016 г. фотоловушками Bushnell.

Поделиться