Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

ФГБУ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПРИРОДНЫЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК
ИМЕНИ В.М. ПЕСКОВА

+7(473)259-45-48, 259-45-60

При обнаружении пожара, браконьерства и других нарушений заповедного режима

Подписаться на новости
 

Новости

Как сосуществуют заповедник и железная дорога

21 июля 2017

Железная дорога делит Воронежский заповедник практически на две части, но это не единственная граница ООПТ и ЮВЖД. На протяжении нескольких десятков километров магистраль соприкасается с заказником «Воронежский». Бесспорно, железная дорога – величайшее достижение человечества, ее воздействие на окружающую среду куда более щадящее по сравнению с другими видами транспорта. Однако, зачастую, само железнодорожное полотно является зоной риска для флоры и фауны заповедника.

Сотрудники ООПТ совместно с представителем ЮВЖД с выездом на место проверили состояние полосы отвода. Выполнена в срок оказалась только опашка минерализованной полосы по нечетной стороне вдоль границы заповедника на перегоне Усмань – Графская.

Полоса отвода – земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, занятые железнодорожными путями, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных сооружений, объектов железнодорожного транспорта.

После проведенного осмотра лесных насаждений двусторонняя комиссия приняла решение провести рубку единичных деревьев, угрожающих безопасности движения железнодорожного транспорта. Сотрудники заповедника напомнили, что необходимо будет обеспечить уборку и вывоз порубочных остатков.

Часто на железной дороге гибнут животные. Хотя такая статистика не ведется на магистрали, в заповеднике стараются фиксировать все подобные случаи. Так, за время наблюдений с 1952 года только оленей было сбито 20. От электричек и поездов пострадали популяции косуль, лосей, последних уже в 2017 году погибло 3 особи.

В связи с этим комиссия в составе: инспектора по охране окружающей среды железной дороги Лискинской группы охраны природы Центра охраны окружающей среды ЮВЖД филиала ОАО «РЖД» Е.Ю. Данильца; заместителя директора в области охраны окружающей среды Воронежского заповедника М.О. Руденко; заместителя директора по научной работе Воронежского заповедника Е.А. Стародубцевой; старшего государственного инспектора заповедника А.Н. Соколова предлагает Юго-восточной дирекции инфраструктуры включить в среднесрочную инвестиционную программу строительство тоннеля для прохода животных и проезда пожарной спецтехники на одном из опасных участков железной дороги.

Еще одно предложение – установить шлагбаум на грунтовой автодороге недалеко от станции Графская - связано с целью исключить свободный проезд транспорта по полосе отвода железной дороги, что приведет к повышению безопасности на железной дороге и уменьшению вероятности браконьерства. Кроме того, представители заповедника и железной дороги договорились усовершенствовать совместный регламент оперативного оповещения в случае возникновения ЧС.

Железной дороге также необходимо провести сплошную рубку деревьев на высоту падения дерева от крайних контактных проводов - во избежание чрезвычайных ситуаций на магистрали. С 2014 года представители ООПТ неоднократно объясняли руководству ЮВЖД, как правильно подготовить соответствующую документацию. В свою очередь, представитель организации заверил о плотном сотрудничестве в рамках Года экологии. Встреча была закреплена составленным актом.