Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

ФГБУ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПРИРОДНЫЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК
ИМЕНИ В.М. ПЕСКОВА

+7(473)269-44-85; 259-45-48; 259-45-60; 210-66-20;

При обнаружении пожара, браконьерства и других нарушений заповедного режима

Подписаться на новости
 

Сохранение исчезающего вида – наша общая задача!

Природе важен каждый
27 января 2017

Раньше его видели и знали все. Теперь – почти никто. И сейчас никто не знает, сколько его осталось в Центральном Черноземье и сохранился ли вообще этот вид на территории Воронежской области.

Речь пойдёт о крапчатом суслике (Spermophilus suslicus Güld.), ранее многочисленном виде, считавшимся «злейшим вредителем сельского хозяйства», а территории, на которых он обитал – «заражёнными» этим зверьком. Сейчас это вид, стремительно сокращающийся в численности. Причём одновременно на всей территории своего ареала – в России, Белоруссии, Украине и Польше.

На территории Российской Федерации от её западных границ до восточных обитают, кроме крапчатого, ещё 8 видов сусликов: малый, кавказский, жёлтый, рыжеватый, краснощекий, даурский, длиннохвостый и берингийский. Некоторые из этих видов внесены в региональные Красные книги, но ни один из них в настоящее время не требует таких срочных мер охраны, как крапчатый, включая внесение этого вида в готовящееся издание Красной книги РФ.

Нет его больше и у границ Воронежского заповедника, где он ещё в 80-х годах XX века был довольно обычным видом окрестных пастбищ и выгонов. Именно по воронежским экземплярам крапчатых сусликов И.-А. Гюльденштедт в 1770 г. сделал описание этого вида (Mus suslica), что неоспоримо подтверждает его аборигенные корни. Также С.-Г. Гмелин, пройдя со своей экспедицией в 1769 г. из Воронежа на Царицын через Острогожск и Павловск, сообщает, что сусликов было так много, что «не трудно было бы на каждый день ловить их по 50». При этом он, как и Гюльденштедт, не называет ни лося, ни оленя, ни кабана, ни бобра, обычных здесь в наше время, но не обитавших тогда в воронежских краях или водившихся в ничтожном количестве. Этот факт дополнительно подчёркивает историческую ценность крапчатого суслика как биологического вида в сравнительном аспекте и настоятельную необходимость его восстановления на воронежской земле.

Однако на сегодняшний день крапчатого суслика найти уже невозможно на десятки километров от Усманского бора. И исчез этот вид не один. Следом за собой он «потянул» исчезновение из заповедника особо охраняемых федеральных «краснокнижников» – сокола-балобана (Falco herrug) и орла-могильника (Aquila heliaca), гнездящихся ранее на заповедной территории и охотящихся на сопредельных пастбищах. Также лишившись суслика как своего главного кормового объекта, исчез из прилегающих к заповеднику районов и степной хорь (Mustela eversmanni), ранее обычный охотничий вид, шкурки которого сотнями поступали в местные заготконторы. Теперь это редкий вид, занесённый в Красные книги всего Центрального Черноземья. На международном уровне степной хорь охраняется Бернской конвенцией (Приложение II), включен в Красный список МСОП. Такое положение с этим видом в Европе – результат падения там численности ближайшего родственника крапчатого суслика – европейского суслика (Spermophilus citelus L.), что подчёркивает прямую зависимость специализированных хищников от основных объектов их питания. И суслики здесь – главные звенья трофических цепей.

Не встречают больше сусликов у границ заповедника и местные жители окрестных поселений, старшие поколения которых ещё помнят этих забавных зверьков и их бодрый свист, заметно оживляющий степные пейзажи и дарящий людям хорошее настроение. Не найдёте вы их и в зоопарках – в неволе суслики не размножаются и долго не живут.

Сохранившиеся в России природные популяции крапчатого суслика больше не увеличиваются, находясь повсеместно в глубокой депрессии, постепенно и неумолимо вымирая поселение за поселением. На территории Украины, где недавно крапчатый суслик был обычным, по данным на 2009 г. его численность упала в тысячи (!) раз.

В настоящее время вид охраняется Бернской Конвенцией (Приложение II), включён в Красный список МСОП (угрожаемый), в Красные книги Беларуси (категория 3), Украины (исчезающий), во многие Красные книги республик и областей: Ростовской (категория 4), Татарстана, Чувашии, Рязанской и Пензенской (категория 3), Белгородской, Саратовской и Нижегородской (категории 2; 2B), Московской и Тамбовской (категория 1), Брянской (категория 0). Занесён в Приложения к Красным книгам Липецкой, Курской и Орловской областей как уязвимый вид, нуждающийся в особом внимании и контроле. Включён в готовящееся 2-е издание Красной книги РФ как вид, сокращающийся в численности (категория 2).

Несмотря на принятые меры, природные популяции крапчатого суслика продолжают неуклонно деградировать в силу комплекса антропогенных факторов. Главные из них – фрагментация и вырождение поселений зверьков как следствие предыдущих истребительских мероприятий, упадок пастбищного животноводства с дальнейшим переводом скота на закрытое содержание, весенние и осенние палы на степных и залежных участках, интенсификация сельского хозяйства на основе массового применения пестицидов, распашка оптимальных биотопов с существующими колониями, хищничество бродячих собак и кошек и т.д. Только в очень редких случаях специфического антропогенного воздействия суслики могут к нему приспособиться и в дальнейшем относительно благополучно существовать в трансформированном ландшафте, как, например, на одном из муниципальных кладбищ г. Липецка. Однако самостоятельно выселиться в оптимальные природные биотопы в силу своих биологических особенностей суслики данной колонии не могут, тем самым углубляя процесс своей синантропизации и одновременно теряя навыки выживания в природной среде.

Положение осложняется тем, что даже в случаях искусственного расселения сусликов в подходящие биотопы их новые микроколонии, как правило, долго не существуют, исчезая уже на второй-третий год. Причиной этого, судя по комментариям специалистов, является отсутствие должного ухода за созданными микропоселениями и отсутствие их необходимой охраны.

Назрела острая необходимость создания экспериментальных питомников по разведению сусликов на реально охраняемых территориях, под постоянным контролем персонала и с обеспечением для них необходимой биотехнии. При успехе данного мероприятия и создании на базе питомников резервных микропопуляций крапчатого суслика появится возможность расселения в новые местообитания (в первую очередь на ООПТ), зверьков собственного разведения, без изъятия их из природы.

И такой вариант нашёлся. Настоящей удачей для реализации проекта по отработке методов восстановления популяций сусликов стала всесторонняя поддержка этого начинания администрацией природного парка «Олений», расположенного на северо-западе Липецкой области.
Инициатива старшего научного сотрудника Воронежского заповедника Сергея Сапельникова, а также практическая помощь парка, предоставившего территорию для осуществления проекта, принесли первый опыт и результаты этого важного природоохранного дела. Об этом и пойдёт наш фоторассказ.

 

Крапчатый суслик (Spermophilus suslicus Güld.) – вид, неуклонно сокращающийся в численности по всему ареалу. Чтобы не дать виду исчезнуть, нужны срочные меры по созданию его резервных популяций. Зоолог Сергей Сапельников совместно с природным парком «Олений» с готовностью включился в непростую работу по отработке методов восстановления популяций крапчатого суслика, ранее во множестве обитавшего как в охранной зоне Воронежского заповедника, так и в подходящих биотопах всего Центрального Черноземья. В 2016 г. от перезимовавшего в парке поголовья был получен первый приплод, осуществлёно усиление созданной колонии дополнительной партией зверьков. Работы по реинтродукции вида на базе парка продолжаются. 


Светлые крапины по спине и рыжая полоса под глазом – основные видовые признаки крапчатого суслика.


Это первый официальный рисунок крапчатого суслика из материалов Большой академической экспедиции (1768 – 1775 гг.) под руководством Иоганна-Антона Гюльденштедта (1745-1781 гг.). Под рисунком подпись: «Mus suslica vid: Uconographia mag.» (далее неразборчиво) § 17» Авторская подпись: «Grigorii Beloi 1770». Акварель выполнена рисовальщиком Григорием Белым, штатным участником экспедиции. Общеизвестно, что описание крапчатого суслика было сделано И.-А. Гюльденштедтом по воронежским экземплярам, причём маршрут его экспедиции, согласно приложенной схемы, проходил в 1769 г. из Воронежа на Тамбов через земли, на которых впоследствии был организован Воронежский заповедник. Этот факт свидетельствует о том, что ещё 250 лет назад северные районы нынешней Воронежской и южные – нынешних Липецкой и Тамбовской областей были заселены крапчатым сусликом как местным аборигенным видом.

Полноценных природных популяций крапчатого суслика в пределах Центрального Черноземья уже не осталось. Маточным поголовьем для создания опытной резервной микропопуляции послужили зверьки, чудом сохранившиеся на антропогенно трансформированной территории.

На карантинной передержке в вольере суслики чувствуют себя достаточно комфортно


При вольерном методе реинтродукции вся партия зверьков выпускается в одну общую временную вольеру с набуренными в ней заранее норками. При этом количество нор должно превышать число зверьков в 2-3 раза. После привыкания сусликов к новому месту жительства вольеру демонтируют, предоставляя зверькам полную свободу.


Метод индивидуальных вольер позволяет сусликам одновременно привыкнуть и к окружающей местности, и к заготовленной норе внутри вольеры. После этого вольеру убирают и суслик остаётся жить в освоенной им норе. Некоторые зверьки при этом уходят на периферию и роют там свои норы.


Перед выпуском сусликов на новом месте по вольному методу для них бурят искусственные норки со значительным их запасом. В первые часы новосёлы не отходят от заготовленных им норок, быстро скрываясь в них при малейшей опасности. Позже зверьки выбирают себе норку «по вкусу» или начинают расселяться по ближайшим окрестностям, роя уже собственные норы.


При выпуске сусликов их обязательно подкармливают у выбранных ими нор. Это способствует закреплению зверьков на новом месте.


Стойка «столбиком» – одна из самых характерных поз для сусликов. Поднявшись над невысокой травой, зверьки многократно расширяют своё поле зрения и моментально оценивают окружающую обстановку. Кроме того, для исследователей такие повадки сусликов дают возможность определить число кормящих самок (на фото) и зафиксировать появление у них выводков задолго до выхода детёнышей на поверхность.

Защитная, крапчатая окраска особенно важна для проснувшихся сусликов ранней весной, когда ещё не выросла трава, в которую можно спрятаться. На фоне слежавшейся прошлогодней травы пернатым хищникам обнаружить зверьков нелегко, особенно если те затаиваются.


Весной многие суслики особенно осторожны. Заметив подозрительный предмет (человека с фотоаппаратом), зверёк долго и внимательно будет его изучать, не отходя от спасительной норки, в которой может исчезнуть в одно мгновение. Корм, к которому только что так стремился, отходит на «задний план». Жизнь дороже.


Трудно представить, что на этих двух снимках один и тот же зверь, но это действительно так. Разница в том, что первое фото сделано перед залеганием в спячку, а второе - после выхода из неё. Снимки наглядно подтверждают, что за время спячки зверьки могут терять до половины своего веса.


В первые дни самостоятельной жизни всё внимание суслят приковано к матери. От того, насколько быстро они среагируют на подаваемые ею сигналы, зависит их жизнь.


Для маленьких суслят, вступающих в новый для них мир, очень важно ощущение собственной безопасности. Прикасаясь к матери, они инстинктивно чувствуют себя более защищёнными.


Сейчас малышам нечего бояться - весь вид и поведение матери говорят о том, что всё вокруг спокойно.


Молодые суслики очень доброжелательны друг к другу, особенно за вкусной едой.

Суслят никто не учит быть похожими на взрослых – однотипность движений и поз заложена в них от рождения.


Малыши инстинктивно копируют позы взрослых, но ужимки у них часто бывают по-детски забавными.


Ещё до выхода детёнышей на поверхность их матери инстинктивно развивают активную роющую деятельность в ближайших окрестностях выводковой норы. При этом явно предпочитают относительно рыхлые и сухие многолетние муравьиные кочки, у основания которых и выкапывают новые норы. Расселяющийся молодняк быстро их находит и использует, отныне считая своими.


Норы для сусликов - их надёжное укрытие и спасение. Без них эти зверьки беззащитны. Прежде, чем выйти наружу, суслики внимательно и часто подолгу изучают обстановку. Почувствовав неладное, зверьки быстро и надолго скрываются в норе, оповещая своих собратьев тревожным свистом из её глубины.


Рытьё норы - сложная и очень важная работа для каждого суслика. Нора – это больше, чем его дом. Без норы суслик в природе не живёт. Вырыть её нужно качественно и быстро. Один из эффективных приёмов рытья, выработанного у вида эволюцией - перемещение земли перед собой резкими толчками.


Пучок сухой травы во рту суслика – это не корм, и не заготовка сена, как у пищух. Это мягкая постель в нору. Для этого суслики не скусывают траву, а рвут её пучками, захватывая ртом как можно больше вместе с высохшей ветошью. Набив ею всю гнездовую камеру и закупорив вход земляной пробкой, зверьки будут спокойно спать в тёплом гнезде до весны.


Для молодых сусликов, пришедших в этот беспокойный и тревожный мир, любой новый зверь – потенциальная опасность. Ошибочно приняв врага за друга, можно тут же поплатиться жизнью. Но на этот раз переполох в колонии случился из-за матёрого зайца-русака, пробежавшего мимо по своим делам. Видимо, новый зверь для всего выводка показался очень страшным и опасным.


Неожиданный внешний раздражитель (новый предмет или звук), вызывает коллективную реакцию сразу у всего выводка. Так быстрее и надёжнее определить степень опасности и правильно среагировать на неё.


Орёл-карлик (Hieraaetus pennatus), светлой морфы над колонией сусликов

Орёл-карлик – самый маленький и красивый орёл, и в то же время – самый опасный враг для сусликов. Предпочитает их любой добыче, хотя с успехом может охотиться на других мелких млекопитающих и на птиц размером до сойки и чибиса. Быстро находит сусликов везде, где они только появятся. Пара орлов, поселившаяся в радиусе до 10 км от небольшой и неохраняемой колонии, за гнездовой период может выловить её полностью.
Охраняется на международном уровне: занесён в Приложение II СИТЕС, Приложение II Бернской конвенции, в Приложение III Красной книги РФ. Внесён во многие региональные Красные книги.

Исполнителям проекта предстоит теперь ежегодно решать непростую задачу – максимально сохранить привлечённого на опытную территорию в парк редкого хищника – орла-карлика и одновременно сберечь его основную жертву – исчезающего в России крапчатого суслика.


Чёрный коршун (Milvus migrans) над колонией сусликов

Для взрослых сусликов коршун не настолько опасен, как орёл-карлик, но вышедший из нор молодняк может сильно пострадать от этого хищника.


Хорошее зрение обычно помогает сусликам вовремя заметить опасность с воздуха. Но, к сожалению, не спасает, если хищник заходит от солнца и стремительно пикирует на зазевавшихся зверьков.


Игры детёнышей животных – обязательный процесс полноценного возрастного развития каждой особи. Причём в дикой природе тренируются как будущие хищники, так и их жертвы, одни - чтобы поймать добычу, другие - чтобы не быть пойманными. От степени выработанной реакции зависит сытость одних и жизнь других.


У всех видов сусликов есть защёчные мешки. Они не такие объёмные, как у хомяка, но всё же зверёк может за один раз переносить в них, например, несколько десятков луковиц дикого лука или корешков некоторых многолетних растений.


Свежая травка для суслят – это хорошо, но морковка и семечки – лучше. Обилие сочных и калорийных кормов – залог полноценного развития молодняка в микропопуляции, создаваемой на новом месте.


Лакомство суслики обнаруживают очень быстро и собираются возле него со всей округи.


Все суслики – колониальные виды. И все они очень тяготеют друг к другу. Однако без ссор обходиться не могут. Но их энергичные потасовки заканчиваются, как правило, быстро и бескровно, так как вокруг всегда много свободного места, доступного корма и незанятых нор. 

Во время карантинной передержки в вольерах зверьки успевают привыкнуть друг к другу. У некоторых из них какое-то время привязанность сохраняется и после выпуска в природу на новом месте.


Вечерами некоторые суслята подставляют спинки лучам заходящего солнца и подолгу прогревают шёрстку перед уходом в норки на ночлег.

Наша общая задача – сохранить и размножить исчезающие виды в их естественной среде обитания. Вернуть их туда, где они жили раньше. Это нужно и для самой природы, и для наших детей и внуков, жизнь которых незаметно оскудевает с исчезновением из природы каждого следующего вида.

Старшие научные сотрудники С.Ф. и И.И. Сапельниковы, фото С.Ф. Сапельникова

Поделиться