Новости
Практика под ключ!
С 1 по 4 мая на территории Воронежского заповедника проходила биологическая практика учащихся школы №192 г. Москвы. Выезд организовал Фонд развития экотуризма «Дерсу Узала». Занятия для школьников проводили сотрудники Воронежского заповедника.
Учебная программа была очень насыщенная: сразу с поезда ребята отправились на колонию серых цапель с зоологом Сергеем Сапельниковым. Первое открытие для юных натуралистов не заставило себя ждать: оказалось, гнёзда у этих птиц расположены не на земле, как многие думали, а высоко в кронах ольх. «Каждое дерево пронумеровано, что позволяет следить за численностью колонии. Эта колония входит в число восьми самых крупных колоний на территории Воронежской и Липецкой областей. А всего их на начало века в указанном регионе было 42, — прокомментировал Сергей Фёдорович. — В отдельные годы насчитывалось до 200 гнёзд».
Во второй половине дня познакомились с информационным комплексом «Заповедный Усманский бор. Философия местности». Игорь Воробьёв с помощью современной экспозиции Музея природы и экологической тропы «Черепахинская» рассказал и показал, какой он разный, Усманский бор. Как простые элементы его природного фундамента — песок, глина и вода связаны между собой, и как количество переходит в иное качество и порождает такое многообразие ландшафтов и биотопов. Рассказы о природе сменяли рассказы о богатом историческом прошлом бора… В беседе важен не только рассказ, но и слушатели. Школьники оказались на высоте — поэтому интересно и радостно от общения было всем.
На другой день последовало продолжение знакомства с животным миром Воронежского заповедника. Пётр Венгеров провёл тематическую орнитологическую экскурсию. Ребята за несколько часов научились отличать брачные песни воробьинообразных: интересно было узнать, что такие сходные по окраске виды пеночек, как теньковка, трещотка и весничка имеют совершенно разные песни. Молодые исследователи осмотрели гнездо ворона в самой верхней части кроны высокой сосны и с удивлением обнаружили, что птенцы уже полностью оперённые и готовы к вылету. В то же время большие синицы только насиживают кладки: в одном из гнёзд синицы было 12 яиц. А птенцы поползней недавно вылупились и активно выпрашивают у родителей пищу.
Следующим объектом активного знакомства стал «Бобровый городок» — единственный в России экспериментальный бобровый питомник. Что можно узнать о бобрах за два часа? Очень многое: почему бобр находился на грани исчезновения и как его восстановили на территории Советского Союза и ближнего зарубежья. Как быстро растут бобровые зубы, долго ли живут молодые бобры с родителями и для чего нужна бобровая струя в природе — все тайны открыли посетителям специалисты бобропитомника.
Увлекательным завершением плотного рабочего дня стало «мышиное занятие» с Сергеем Сапельниковым. Ребята узнали для чего нужны учёты мелких млекопитающих в заповедниках и нацпарках и как их проводят. Каждый смог самостоятельно насторожить, ловушку Геро и живоловку и проверить её в действии. Кульминацией занятия стало определение живых зверьков — в пластиковых ёмкостях временно разместились заранее отловленные рыжие полёвки и мыши. Молодые биологи по очереди пробовали пересаживать мелких млекопитающих в пустые контейнеры и корректно определять до вида. Оказалось, что мышь поймать не так-то просто — скорости и прыткости зверька позавидует любой атлет. В завершении занятия исследователи познакомились с элементами краниологии и попробовали сами составить зубные формулы волка и бобра.
На третий день биологической практики ребята познакомились с наукой паразитологией. Не каждое учреждение может предоставить школьникам такую возможность! Об интереснейшем мире паразитических организмов рассказал Борис Витальевич Ромашов. Он поведал о «динозаврах микромира» и показал членистоногих, кровососущих насекомых и гельминтов под микроскопом. Молодые биологи самостоятельно изготовили препараты и убедились в многообразии мира паразитов. Главным итогом занятия стало понимание взаимосвязи всех живых организмов в природе и важность изучения каждого компонента.
Знакомство с Воронежским заповедником закончилось фенологической экскурсией с Инной Сапельниковой. Яркие краски первоцветов сменились на временный зеленый аспект и только солнечные пятна калужницы болотной ещё напоминали о недавней радуге. Как убедились теперь уже юные ботаники, на экотропе «Малая Черепахинская» можно встретить много как знакомых, так и незнакомых растений, и у каждого есть свои интересные тайны. Необычными для всех оказались спрятавшиеся под листьями у самой земли коричнево-бордовые цветки копытня европейского. Познакомились и с местными каучуконосами — бересклетами европейским и бородавчатым, заодно узнали, что эти кустарники хорошие индикаторы плотности копытных животных в лесу. И в заключение посмотрели группу удивительных коричневых колокольчиков — рябчика русского (Красная Книга РФ), у него как раз разгар массового цветения.
А в качестве замечательного приложения к рассказам специалистов стал просмотр фильмов о Воронежском заповеднике на большом экране конференц-зала.
Главным итогом биологической практики для сотрудников заповедника стали добрые слова самих школьников. Ребята отметили и высокий уровень научных сотрудников, и современность объектов, и красоту Воронежского заповедника. Да что рассказывать: вот некоторые из отзывов – убедитесь сами.
- Лиза Егоркина:
«Эту поездку мы ждали давно. Каждый день думали, что же нас ждёт и как пройдет встреча. Теперь, побывав в заповеднике, могу сказать с чистой душой, что это была незабываемое путешествие! Оно оставило в наших сердцах кучу радости, неповторимых эмоций и незабываемых впечатлений! Мы познакомились с растительным и животным миром. Стали на шаг ближе к науке, чему очень благодарны. Спасибо за такую возможность, обязательно вернёмся ещё. До скорых встреч!» - Виктория Шумская:
«Поездка в Воронежский заповедник запомнится на долгое время. Замечательная атмосфера и увлечённые своим делом люди, помогают окунуться в прекрасный мир биологии». - Екатерина Романовская:
«Мы удивительно провели время в Воронежском заповеднике. Все сотрудники по-настоящему живут своим делом. Их любовь к своей профессии передалась и нам. Мы узнали вещи, которых нет в школьной программе. Очень надеюсь, что приедем сюда снова».
Можно только пожелать заповеднику чаще принимать такие мотивированные группы школьников. Уровень подготовки, готовность к получению новых знаний и искренняя любознательность — немалая заслуга преподавателей.
Фотограф: Александр Пашинский