Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

ФГБУ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПРИРОДНЫЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК
ИМЕНИ В.М. ПЕСКОВА

+7(473)259-45-48, 259-45-60

При обнаружении пожара, браконьерства и других нарушений заповедного режима

Подписаться на новости
 

Новости

Все зовёт меня его голос… Всё звучит во мне его песня…

03 октября 2016

Все зовёт меня его голос…

Всё звучит во мне его песня…

Есть на речке Усманке Чёрный плес, стоит на его берегу воинский обелиск – так отмечено место гибели советского лётчика – Николая Лысенко.  

Обелиск у Черного плёса.

2 октября 1942 г.  два наших самолета Лагг-3, пилотируемых капитаном П.А. Пологовым и лейтенантом Н.И. Лысенко, вступили в бой с шестнадцатью вражескими самолетами – десять бомбардировщиков и шесть истребителей. Прикрывая ведущего, Николай Лысенко вел бой с двумя немецкими самолетами, когда его машину прорезала пулеметная очередь из третьего  истребителя….

  • Лысенко Николай Иванович родился 11 февраля 1918 г. в городе Речица Гомельской области Белоруссии. После окончания Одесской школы военных летчиков служил в 168 истребительном полку. Для эскадрильи, в которой служил Николай Лысенко, война началась 28 июня 1941 г. 

  • Летчики участвовали в боях на Южном и Калининском фронтах. Младший лейтенант Н.И. Лысенко на самолетах И-153 и И-16 произвел 76 успешных боевых вылетов на прикрытие советских войск. Часто две-три пары наших истребителей вели неравные бои с 20-30 вражескими самолётами.
  • В групповом бою Николай Лысенко сбил вражеский разведчик «Хеншель-126». За успешную штурмовку автоколонн противника Николай Лысенко получил благодарность командира дивизии.
  • В 1942 г. освоил новый самолет ЛаГГ-3, был командиром звена. В июне 1942 г. 737 авиаполк, в котором воевал Н.И. Лысенко, перебросили на Брянский фронт.
  • Летом 1942 г. летчики защищали небо над Воронежем и окрестностями, прикрывали наши войска и технику. 10 июля пилот Лысенко сбил вражеский самолет МЕ-109В августе в воздушном бою самолет Николая Лысенко был подбит, но летчик смог посадить машину на своей территории и вернулся в часть.
  • 14 августа 1942 г. командир звена младший лейтенант Н.И. Лысенко был представлен к ордену Красной Звезды.
  • Последний бой Николая Лысенко был 2 октября 1942 г.

 Смотреть документ (jpg)

Горящий самолет Николая Лысенко упал в реку в 7 км южнее Рамони. С земли неравный бой наблюдали местные жители, они и достали из воды всплывшие фрагменты формы и документы летчика, рядом – на берегу поставили небольшой памятник. Долгие годы за этим захоронением ухаживали  Максим Федорович Паневин и его жена.

Обстоятельства гибели лейтенанта Н.И. Лысенко изложены в боевом донесении, о подвиге летчика писали в книгах и газетах, на место гибели приезжали близкие люди – жена и дочь. Казалось, мы знаем всё о герое и его подвиге. Но…

Есть среди нас люди, которые и сейчас, спустя семь десятилетий, слышат эхо той далёкой Великой войны и долгом своим, делом жизни своей считают предать земле тела всех наших защитников, восстановить имена всех погибших, рассказать о подвиге каждого воина.

Свои выходные и отпуска члены историко-патриотических поисковых объединений проводят не на жарких пляжах… Раскопки в местах боевых действий, поиск и подъем из рек и болот боевой техники, работа в архивах… Летом 2016 г.специалистами ВРОО «Историко-патриотическое поисковое объединение «Дон»» были организованы поисковые работы на р. Усманке – в месте падения самолета Николая Лысенко.

В составе воронежского поискового объединения «Дон» долгие годы работает Валерий Чернышов, под его руководством осуществлялись поисковые работы и на территории Воронежского заповедника.

В. Чернышов дает интервью журналистам телеканала Вести Воронеж.

Вместе с поисковиками работали директор Воронежского государственного заповедника Роман Холод и заместитель директора по охране территории Михаил Руденко.

«Два-три часа с аквалангом в ледяной от бьющих ключей воде…Глубина – до 5 метров. От холода не спасает и гидрокостюм, судорогой сводит ноги… Сантиметр за сантиметром обследуем дно Черного плёса, просеиваем ил и песок. В руках человеческие кости - от волнения перехватывает горло» - рассказывает М.О. Руденко.

Сильное эмоциональное напряжение – на поверхность поднимаются кости погибшего воина, кусок кожаной лётной куртки, обломки боевого самолёта, пробитая пулями рация…

Фрагмент самолета, который пилотировал Н.И. Лысенко.

Под песком и илом поисковики обнаружили также заднюю часть двигателя, достать его и другие крупные детали планируют позже.

Останки Николая Ивановича Лысенко с воинскими почестями предадут земле после окончания всего комплекса поисковых работ.